Статьи
Метод case-study или метод конкретных ситуаций
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного обучения, основанный на решении конкретных задач – ситуаций, примеров (решение кейсов).
Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по следующей схеме: учеников‐практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921г.(Dr.Copeland,DeanDonhman).
Постепенно этот метод завоевывал позиции, и стал использоваться как один из самых эффективных способов обучения менеджеров навыкам решения типичных проблем. В последнее время кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.
Суть метода «Кейс‐стади» (Case study, КС) в том, что учащемуся предлагается для изучения описание РЕШЕНИЯ, включающее следующую информацию:
- почему принято именно это решение,
- как это решение реализовано на практике,
- какие были результаты.
«Кейс‐стади» ‐ это метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных практических примеров. «Кейс» представляет собой нечто вроде инструмента, позволяющего применить теоретические знания к решению практических задач. Увязывая теорию с практикой, КС эффективно развивает способность обоснованно принимать решения в условиях ограниченного времени.
Метод КС (Case study) придерживается общих целей обучения, в том числе усвоение содержания и отработка навыков на требуемом уровне, личностное развитие учащегося, развитие аналитических навыков и умения работать в команде, способность выслушать и понять альтернативную точку зрения, умение вырабатывать обобщающее решение с учетом альтернатив, планировать свои действия и предвидеть их последствия.
В среднем изучению типовых ситуаций в западных бизнес школах посвящается 35‐40% учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю «кейсов» приходится 25% учебного времени, в бизнес‐школе Колумбийского университета ‐ 30%, а в знаменитом Уортоне ‐ 40%. Лидирует же по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, «первооткрыватель» ее ‐ Гарвард. Рядовой студент за время учебы в Гарварде разбирает до 700 «кейсов» и тратит на это до 50% времени. В школах, специализирующихся на финансовых дисциплинах, удельный вес «кейсов» гораздо ниже, чем в школах, основная специализация которых ‐ менеджмент, маркетинг, информационные технологии, управление персоналом и пр. Менеджеры по финансам, к примеру, принимают решения, в большей степени опираясь на математические расчеты. Менеджеры же, выбравшие своей специализацией, скажем, маркетинг, вынуждены решать практические задачи, исходя из личного опыта и информации о рынке.
В материалы КС на практике включают краткое описание для обучающегося, содержащее:
- основные области и виды деятельности рассматриваемой компании;
- типы организаций, где полученные навыки могут применяться;
- категории задач, которые обучающиеся смогут решать;
- требования к личностным качествам, умениям и способам деятельности специалиста;
- перечень должностных обязанностей;
- требования к знаниям.
Метод КС (Case study) позволяет применять теоретические знания к решению практических задач. Однако существуют определенные отличия реальной и учебной практических ситуаций. Большая доля участия тренера в обучении, даже при условии его специфичной роли и низкой активности в процессе, накладывает ограничения на количество решений, которые учащийся может предложить для рассмотрения и обсуждения. Физические пределы доступного времени, размера учебной группы, стоимость работы тренера – некоторые из этих ограничений.
Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
Метод case‐study ‐ инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует у специалистов развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода специалисты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
А самое главное, это то, что данный метод – это наилучшая альтернатива традиционному обучению, которому пора «выходить на пенсию».