Новости


Проекты на предприятии. Управление проектами на предприятии


Промышленные предприятия России находятся в кризисе. Несмотря на то, что главными причинами бедственного положения являются глобальные политико-экономические факторы, положительную роль в преодолении кризиса может оказать правильная настройка процессов управления внутри предприятия и реализация высокоэффективных проектов.

Перечислим типичные проблемы российского промышленного предприятия. Во-первых, неполная загрузка производственных мощностей приводит к тяжелому бремени накладных расходов в составе себестоимости изготавливаемой продукции. Во-вторых, на большинстве предприятий сохранилась организационная структура управления, основанная на бюрократических принципах. Иерархическое распределение полномочий и ответственности, стандартизованные правила, управление исходя из прецедентов - эти принципы плохо работают в современных экономических условиях. В-третьих, предприятия, как правило, с одной стороны, остро ощущают дефицит финансирования, а с другой - неэффективно используют ресурсы: оборудование, товарно-материальные запасы, персонал. В результате перечисленных причин мы наблюдаем низкую эффективность и недостаточную управляемость промышленных предприятий. Чтобы вывести предприятия из кризиса, необходимы инновации: запуск новых изделий в производство, внедрение новых технологий, как производственных, так и управленческих. Проектный подход позволяет создавать гибкие организационные структуры, предназначенные для решения конкретных задач при постоянных отклонениях от запланированного хода выполнения работ. Управление при помощи проектов позволяет сконцентрироваться на достижении поставленных целей и вместо долгого и очень формального выполнения регламентированных процессов, осуществлять короткое и прямое взаимодействие, координацию и четкое разделение труда.

Управление при помощи проектов - современный подход в менеджменте - позволяет справиться практически со всеми перечисленными проблемами. В его основе лежит системный анализ. Сложная общая картина производственной деятельности разбивается на отдельные работы, этапы, изучаются взаимосвязи отдельных компонент. Формируется команда сотрудников, ставятся конкретные цели, задаются сроки, назначаются ресурсы на работы и определяется бюджет проекта. Зачастую сотрудники в команду набираются из разных отделов организации, и только те, которые действительно нужны для выполнения проекта. Ничего лишнего, скрупулезный расчет ресурсов, необходимых для выполнения работ (помимо людей, к ресурсам относятся оборудование, товарно-материальные запасы и т.д.), тщательно рассчитывается бюджет (смета) проекта. Проектируемая трудоемкость выполнения работ или часы работы оборудования могут служить базой для "справедливого" разнесения производственных накладных расходов. Прозрачная организационная структура управления при помощи проектов позволяет достигать высокой эффективности управления по показателям производительности, оптимизации сроков и затрат на выполнения отдельных работ, этапов, проекта в целом.

При реализации проекта действует обратная связь, полученные результаты сравниваются с запланированными, оцениваются отклонения, на основе которых корректируется оставшаяся часть проекта.

Проекты могут реализовываться в любых организационных структурах. Это могут быть функциональные, разнообразные матричные и, разумеется, проектные структуры. Все зависит от того, насколько для организации важен результат от их завершения. Наименьшее значение проектам придается в функциональных структурах. Здесь нет или немного есть ответственности у управляющего проектом, практически нет персонала работающего на полную ставку по проекту и т.д. В проектных наоборот. Управляющий проектом имеет высокую, практически полную ответственность за проект. В проекте работает на полной ставке более 85% персонала и т.д. Здесь возникают специфические для проектно-ориентированных организаций проблемы. Например, между отдельными работами по проекту существуют приоритеты. Каждый проект имеет оптимальную для него структуру декомпозиции работ. Руководитель для того, чтобы иметь ясную картину всей совокупности процессов, формирует свою специфическую иерархию управления. Проекты соревнуются за ресурсы, приоритеты устанавливаются в соответствии с корпоративной стратегией. И многое другое.

Управление проектами связано, прежде всего, с изменениями. Поэтому именно оптимальное сочетание инерционности и отлаженности процессов в бюрократических структурах, динамики и нацеленности на конечный результат в проектных дает положительный эффект.

Управление при помощи проектов это современная культура управления, но нельзя сказать, что она новая для России. Это направление начало формироваться как отдельная дисциплина в 60-е годы с развитием сетевых методов и долгое время ассоциировалось именно с применением сетевых графиков планирования работ, диаграмм Гантта, PERT и т.д. Перечисленные методы широко использовались в СССР и поэтому изучались во многих научных коллективах. Календарное планирование работ это начальный этап разработки проекта, и в этом смысле управление при помощи проектов возвращает руководителей российских предприятий в плановую экономику. Сегодня управление при помощи проектов предполагает создание полной модели проектных процессов: не только календарное планирование работ, но и управление стоимостью и ресурсами по проекту (распределение людских и материальных ресурсов между работами, разрешение конфликтов, возникающих в результате конкуренции между различными работами за один и тот же ресурс, оценку постоянных и переменных затрат по отдельным работам, этапам проекта, а также по всему проекту в целом), а также оценку рисков, причем применительно как к отдельному проекту, так и к совокупности проектов (выполняется консолидация проектов). Наиболее часто на практике встречается случай, когда необходимо выбрать проект, минимальный по стоимости, при заданных ограничениях на время и ресурсы.

Офисные программные пакеты по управлению проектами широко распространены на Западе. Так, популярный пакет MSR Office в профессиональном исполнении включает в себя инструмент для управления проектами MSR Project.

Для управления проектами на промышленных предприятиях нужны более развитые средства. Компания PRIMAVERA Systems, Inc. и ее партнер на российском рынке компания Консалтинг ПРИМ предлагают серию продуктов PRIMAVERA по управлению большими проектами в многопользовательской среде. Во-первых, это PRIMAVERA Project Planner (P3R) - мощное средство планирования, управления и контроля. С его помощью можно управлять большими проектами (до 100000 работ, без ограничений по ресурсам), которые выполняются в распределенной среде. Проект может создаваться из блоков (фрагментов) предыдущих проектов или собираться из проектов, подготовленных с помощью инструмента PRIMAVERA SureTrak Project Manager. Р3 предоставляет удобные средства для просмотра состояния проекта в различных управленческих ситуациях: работы можно группировать, сортировать, фильтровать по различным признакам, имеется большой арсенал разнообразных представлений информации в виде графиков (в том числе, гистограммы, таблицы), поддерживается внедрение документов, таблиц и других объектов из других приложений Задание зависимостей между работами и ограничений на разных типов сроки выполнения работ влияют на расчет критического пути, полного и свободного резерва и т.д. Перерасчет расписания может осуществляться как от начальной даты, так и от конечной желательной даты завершения проекта. Р3 - хороший инструмент для ресурсного и стоимостного планирования и контроля, в частности, он позволяет описывать ресурс с помощью назначения нормального и максимального количества ресурса, а также различной цены ресурса по временным интервалам, задавать нелинейный профиль потребления ресурса на отдельную работу, разрешать конфликты коллективного использования ресурсов, а также выполнять сглаживание перегрузок ресурсов с помощью набора стратегий и т.д. Развитые средства коммуникации по проекту позволяют установить пароли пользователей и полномочия по выполнению функций, в частности, по расчету расписания и разрешению конфликтов ресурсов. Многочисленные отчеты позволяют как выдавать задания персоналу, так и отслеживать состояние проекта. Реализация проекта отображается также в графических и табличных отчетах. Например, пользователь может посмотреть бюджет проекта, в котором приводятся фактические затраты за период и на дату, процент выполнения работ, освоенный объем ресурсов, стоимость до завершения проекта. Обмен информацией по проекту также может осуществляться с помощью электронной почты.

В среде Р3 может выполняться многопроектное распределенное управление, когда есть менеджер-координатор и менеджеры-подпроектов и в их компетенции находятся соответственно мастер-проект и подпроекты. Мастер-проект может быть многоуровневым иерархическим проектом. Подпроекты часто разрабатываются с помощью инструмента SureTrak, который также поддерживает многопроектное управление, и кроме того содержит дополнительную возможность назначения дохода от использования ресурса.

Программный продукт Р3 обеспечивает окрытый доступ к базе данных из других программ, интегрируется с корпоративной системой по управлению ресурсами предприятия и взаимодействует с контуром повседневного управления. Кроме того, возможна тесная интеграция и объединение баз данных Р3 со специфическими программными продуктами пользователей - будь то бухгалтерия или специальная программа по управлению производством. Пакет Р3 интегрируется с системой документооборота, построенной на основе LotusR Notes. Также в семействе продуктов PRIMAVERA Systems, Inc. имеется собственный инструмент по управлению контрактами Expedition 6.0, который поддерживает все возможные виды документооборота по проекту. В базе данных Expedition 6.0 могут храниться чертежи и другая инженерная документация, контракты, договора платежные документы, а также приказы, распоряжения, бюллетени, протоколы собраний - многочисленные административные документы. Специальные средства поддерживают и регистрируют ввод всевозможных документов в документооборот, обеспечивают выборку документов по ключевым словам и другими способами, сохраняют данные о процессах обработки документов: об изменении документов, о движении документов между участниками проекта, а также сводные данные по проекту (так автоматически формируется таблица затрат, в которой отражаются все доходные и расходные статьи по контрактам). Проводится аналитическая обработка данных по документообороту и проекту, в частности, рассчитываются тенденции изменения стоимости, строятся прогнозы результатов изменений. С помощью системы Expedition 6.0 можно получить информацию о фактических платежах, состоянии работ по субподрядам, готовности документов различных типов и т.д. Пакет Monte Carlo, разработанный компанией Primavera, предназначен для оценки риска по проекту и обеспечивает вероятностную оценку сроков и стоимости завершения проекта.

Управление при помощи проектов означает не только успешное завершение проекта, но и использование гибкости управления проектами как основного принципа управления сложной организацией в сложной внешней среде[1]. Это утверждение объясняет, почему управление при помощи проектов и соответствующие инструменты PRIMAVERA Systems, Inc. применяется в очень разных сферах деятельности: на российских предприятиях нефтегазовой промышленности (проекты по разведке и разработке нефтяных, газовых и других месторождений, организации добычи, транспортировки и переработки нефти и т.д. являются очень сложными и носят уникальный характер), при восстановлении инфраструктуры Боснии (с помощью проектного управления единая картина проведения работ объединяет, с одной стороны, различные секторы экономики: энергетику, здравоохранение, образование и т.д., а с другой, многочисленных субподрядчиков), для организации снабжения научно-исследовательских станций в Антарктике (промежуток времени, в течение которого могут выполняться инженерно-технические работы, - очень короткий и необходимо очень точно спланировать работы и рассчитать ресурсы), реконструкции МКАД и организации Олимпийских Игр, строительство плавучей платформы для запуска космических спутников и т.д.


Вернуться к новостям